<< Оглавление >> Анализ, тематические карты: раскраска по отметкам, углу наклона, области Вороного |
|
Раскраска триангуляции позволяет проводить быстрый и наглядный анализ построенной модели рельефа, позволяя, в частности, более обоснованно подойти к проекту организации рельефа.
Команда позволяет получить раскрашенные трехмерные поверхности (3DFace), а при взгляде сверху – тематические карты в зависимости от значения отметки или угла наклона грани.
Можно также построить области Вороного (области, тяготеющие к узлам) для массива трехмерных граней и раскрасить их различными цветами на основании шкалы высот в зависимости от отметки Z узла трехмерной грани.
Размеры окна и ширину столбуов таблицы можно изменять - с сохранением.
В результате выполнения команды создается раскрашенная граненая поверхность (не всегда триангуляция, могут встречаться и четырехугольные – трапеции, и даже пятиугольные грани), что облегчит высотную ориентацию или, для углов наклона, ориентацию по крутизне рельефа.
Работа идет с текущей поверхностью.
Раскраска формируется в соответствии с легендой. Легенда может быть рабочей или выбрана из текстового файла (расширение .leg). Операции с файлом легенд: открыть файл, сохранить файл, в т.ч. под другим именем (копировать).
По умолчанию устанавливается легенда Standard – три диапазона раскраски рельефа: от -10000 до 0, от 0 до 150, от 150 до 10000 – соответственно синие-голубые, темно-светлозеленые, светло – темнокоричневые цвета.
Операции с легендами: создать, копировать, удалить. Изменив имя в поле имени, легенду можно переименовать.
Параметры легенды:
• имя;
Параметры диапазонов:
• номер (нередактируемое поле)
• начало,
• цвет,
• конец – для свободных диапазонов,
• цвет-2 – для свободных диапазонов.
Диапазоны можно добавлять и удалять (текущий).
Запрашивается слой отрисовки (к имени поверхности добавляется суффикс colorate) или слои для диапазонов.
В случае раскраски по углу наклона угол можно измерять в градусах (0° – 90°) или промилле ‰.
Фильтр: границы раскраски (по умолчанию включает границы отметок поверхности). Для угла наклона фильтр не действует.
Контроли перед выполнением: характеристика диапазонов: непрерывная (конец одного совпадает с началом следующего), свободная. В любом случае система проверяет монотонное возрастание отметок.
Способ раскраски: одноцветная (берется только один столбец – цвет соответствует нижнему значению диапазона), градиентное. Для раскраски граней по углу наклона – раскраска всегда одноцветная, но при градиентном способе цвет вычисляется по конкретному значению угла.
Как известно, равнинный рельеф, на котором и ведется основное строительство, подразделяется на следующие основные категории:
1. спокойный i = 0 – 0.4 % или 0 – 4 ‰,
2. равнинный i = 0.4 – 3.0 % или 4 – 30 ‰,
3. слабопересеченный i = 3.0 – 6.0 % или 30 – 60 ‰,
4. пересеченный i = 6.0 – 10.0 % или 60 – 100 ‰,
5. сильнопересеченный i = 10.0 – 20.0 % или 100 – 200 ‰,
6. очень сильнопересеченный i = > 20.0 % или > 200 ‰.
Поэтому при градиентной раскраске вышеприведенные диапазоны принимаются по умолчанию, т.к. они имеют прикладной характер – именно эта классификация (диапазоны) используется для зонирования территории, пригодной для строительства.
Угол i в данной формуле – это угол между горизонтальной плоскостью и вектором градиента 3D грани (который равен углу между нормалью к 3D грани (направленной вверх) и вектором зенита).
Углы преобразовываются так, чтобы нормали к плоскостям были направлены вверх. Т.е. при преобразовании углы всегда будут <= 90°. По алгоритму считается, что мы проектируем Земную поверхность, направленную вверх, т. е. "пещеры" и подобные вещи мы не моделируем. Этот алгоритм не работает на вертикальных "стенках" и "худших" запредельных вариантах (когда угол между нормалью к плоскости грани и осью 0Z составляет 90° и более).
Значение в промилле = 1000 * tg i.
Также можно задать имя слоя, не котором отображаются границы (для средней высоты и для областей Вороного).
От построения границ можно отказаться.
Границы вставляются в виде полилиний с отметками, и их можно подписать
Легенда – можно вставить для всех способов раскраски.
Файл легенды можно сохранить и открыть.
Пример. Дорога с примыкающей площадкой. Построен черный рельеф. Видны водораздел и области накопления поверхностных вод. Тем самым даже без построения горизонталей понятен характер площадки и, соответственно, необходимость тех или иных проектных решений, в данном случае по водоотведению.
Рядом с раскрашенной триангуляцией имеет смысл вставить таблицу с легендой и статистикой по граням (площадь и относительный процент).
Пример. Области Вороного
(В работе – создание собственных геонов с градиентной раскраской в зависимости от текущей легенды и стрелочкой, указывающей направление наибольшего уклона, находящейся посередине грани.)
Примечание-рекомендация. В Автокаде есть ошибка отрисовки самого примитива Автокада штриховка (Hatch) на больших координатах. Соответственно, в этом случае при больших координатах может не быть заливки, а при переносе поверхности в координаты близкие к началу координат (0,0,0 – отметки Z поверхности не менять) все отстраивается корректно. Потом можно перенести назад.