<< Оглавление >> Проектирование вертикальных кривых |
|
Проектирование вертикальных кривых в красных профилях требует хорошего понимания типа кривых, значения K, видимости остановочного пути и других проектных критериев.
Из конструктивных соображений большинство вертикальных кривых в проектируемой дороге – это симметричные параболические кривые. Это естественная вертикальная кривая, траекторию которой совершает брошенное тело. Правильно спроектированная симметричная парабола минимизирует инерционные силы передвижения автомобиля по кривой. Кривые для магистралей часто проектируются с помощью таблиц кривых. Эти таблицы можно применять только для симметричных параболических кривых.
Круговые кривые имеют преимущество, их легче планировать и конструировать, поэтому этот тип часто используется при проектировании железных дорог или дорог, скорость передвижения на которых будет невелика. Асимметричные параболические кривые – наименее распространенный тип, они могут использоваться в некоторых проектных ситуациях. Такой тип кривой состоит из двух разных параболических кривых, которые пересекаются в средней точке вертикальной кривой.
В красных профилях используются три типа кривых: круговые, параболические и асимметрические (асимметрическая парабола). По сути, асимметрическая парабола есть не что иное, как последовательность двух идущих подряд парабол.
Выпуклые кривые помещаются на вершинах холмов или там, где уклон изменяется на меньшее значение. Следующие рисунки показывают, как выглядят выпуклые кривые в трех ситуациях: переход положительного уклона в отрицательный, положительного в положительный и отрицательного в отрицательный.
Вогнутые кривые помещаются во впадинах (точки минимума) или там, где уклонизменяется на большее значение. Следующие рисунки показывают, как выглядят вогнутые кривые в трех ситуациях: переход отрицательного уклона в положительный, отрицательного в отрицательный и положительного в положительный.
Типичные вогнутые кривые.
K-значение
Это значение представляет собой горизонтальное расстояние, вдоль которого на вертикальной кривой происходит изменение уклона на 1%. Оно выражает крутизну изменения уклона одной величиной. Таблицы скорости или другие методы проектирования могут предоставить вам запланированное минимальное значение K. Если это так, поместите данные кривой в Диалоговое окно Параметры красного профиля, отредактируйте значение K или измените длину кривой и наклон тангенса, чтобы соответствовать запланированному значению.
Диаграмма формулы для значения K.
Видимость остановочного пути
Такой метод проектирования для выпуклых кривых минимизирует длину кривой. Кривая должна быть достаточно длинной, чтобы водитель стандартного авомобиля мог всегда увидеть объект прежде, чем он окажется в пределах максимального остановочного пути для разработанной скорости передвижения.
Диаграмма видимости остановочного пути
Видимость расстояния обгона
Этот метод для выпуклых кривых обеспечивает минимальную длину кривой. Кривая должна быть достаточно длинной, чтобы водитель стандартного автомобиля мог всегда видеть приближающийся автомобиль в пределах безопасного расстояния для проектной скорости передвижения.
Диаграмма видимости расстояния обгона
Видимость расстояния фар
Этот метод для вогнутых кривых обеспечивает минимальную длину кривой. Кривая должна быть достаточно длинной, чтобы в условиях ночного вождения фары стандартного автомобиля освещали дорогу на безопасное расстояние сверх остановочного пути для проектной скорости предвижения.
Диаграмма видимости расстояния фар
Удобства пассажира
Такой метод проектирования для вогнутых вертикальных кривых обеспечивает минимальную длину кривой. Кривая должна быть достаточно длинной, чтобы пассажиры в стандартном автомобиле не подвергались чрезмерным иннерционным силам при передвижении по кривой с проектной скоростью.
Диаграмма удобств пассажира